В этом и следующем кратких обзорах я даю свое видение персонажей сериала, и укажу на важные вещи, которые, с моей точки зрения, заслуживают внимания.
Когда я задумалась над идеей этого анализа, я, не скрою, решила поинтересоваться и послушать мнения, которые уже высказали психологи на эту тему на Ютуб канале.
Результаты слегка шокировали.
Вот примерный список диагнозов, которые были поставлены Уэнсдей:
“У нее шизоидный тип акцентуации характера. (Акцентуациями в психологии называют некие устойчивые проявления характера, которые чрезмерно усилены и являются крайним вариантом клинической нормы). Основная характеристика шизоидной акцентуации - это отстраненность от окружающих, замкнутость в себе. Шизоиды кажутся самодостаточными, но при этом у них есть глубокая потребность в другом человеке. Они производят впечатление пассивных и бесчувственных, но внутри у них происходит активная деятельность, бурлят эмоциями. Шизоиды могут обладать незаурядными способностями, но при этом имеют большие сложности в построении близких взаимоотношений, что мы и видим между Уэнсдей и Энид.
Помимо этого можно предположить, что у Уэнсдэй присутствует расстройство аутистического спектра. К основным симптомам относят сложности в выстраивании отношений с окружающими, непонимание эмоций, непереносимость тактильного контакта и нарушения чувства страха”.
“Она социопатка, психопатка, ей свойственны все черты - интеллектуальность, отсутствие чувств, глубокий уровень фантазий (это ее видения)”.
“Ей свойственен нарциссизм, при котором человек может быть амбициозным, добивается карьерных успехов, невзирая на чувства других людей. Нередко люди с нарциссическими чертами стремятся эксплуатировать людей. Так поступает и Уэнсдей, когда обманом заманивает своих друзей в заброшенный особняк, чтобы найти убийцу.”
Так… стоп, ребята, вы о чем? Вы это серьезно?
Это же спин-офф “Семейки Аддамс”, или вы забыли?
С такими подходами классической психологии, ну что ж, давайте поставим диагноз дочери вампира, к примеру, такой: “У нее нарушение пищевого поведения, вызванное социальным тревожным расстройством личности.”
Может, начнем лечить ее от маниакального желания пообедать вашей кровью?
То есть, вместо того, чтобы понять персонажа (как и любого человека, впрочем), самому окунуться в его среду, его ценности, его восприятие мира, мы выдернем его оттуда и навесим свои варианты клишированных психологических ярлыков?
Скинем на него свои собственные проекции и применим стандарты совершенно чуждой среды?
Я - семейных психолог. Это означает базовый подход к любому человеку как частичке обширной семейной системы и носителя так называемых “родовых программ”, а в психологической терминологии - “многопоколенной передачи паттернов поведения”.
Что мне понадобится, чтобы понять мир Уэнсдей?
И что бы я посоветовала психологу, которого посещала Уэнсдей? Вместо того, чтобы шпарить лозунгом “Ты здесь в безопасности. В этом убежище ты можешь обсуждать все свои мысли, чувства, взгляды на мир, личную философию”, нужно реально сделать это пространство безопасным, немало постараться в этом направлении, перед тобой замкнувшийся подросток.
Конечно, для начала надо взглянуть на семейную историю.
Смотрим анамнез в фильме “Семейка Аддамс”.
“Психопаты, изуверы и убийцы - это твои корни”, - рассказывает Мортиша Аддамс брату мужа Фестеру, прогуливаясь по кладбищу - фамильной усыпальнице, - Прабабушка Кальпурния Аддамс сожжена как ведьма в 1706 г. Говорили, что она плясала голая на городской площади и обольстила священника.
А бабушка была обезглавлена собственными детьми…
“Мы с радостью пируем на тех, кто хотел бы подчинить нас” - это кредо нашей семьи."
Так что вы видите необычного в том, что Уэнсдей ведет себя так, как ведет?
Быть изгоями и проявлять так называемое “антисоциальное поведение” - это семейная программа Аддамсов, это их образ жизни, их норма и их среда.
И надо сказать, что все они внутри своей семьи чувствуют себя прекрасно.
Это принимающая и любящая семья, объединенная едиными ценностями.
- Дети, что вы делаете?
- Я казню Пагсли на электрическом стуле
- Только недолго, мы опаздываем на аукцион
Это из фильма “Семейка Аддамс”. По-моему, забавно.)
И, знаете, я понимаю ответ Уэнсдей психологу:
- Может быть, твое антисоциальное поведение продиктовано страхом быть отвергнутой?
- Если бы вы меня отвергли, я бы не расстроилась.
Итак, Уэнсдей.
Обладает высоким интеллектом, явно одаренная девочка. За что не берется, все получается - игра на виолончели, фехтование, отличная память, которую она демонстрирует на уроке ботаники, ярко и выразительно танцует, имеет дар предвидения. Еще и пробует себя в литературном творчестве.
Безэмоциональна и бесчувственна? Расстройство аутистического спектра? Закрыта? Неужели?
Вспомните, как она поделилась своей самой большой травмой жизни, рассказав ей историю про скорпиона, сразу же - в ответ на слезы Энид!
И это при том, что знакомы-то они на тот момент были совсем мало.
С какими словами она обращается к лежащему на больничной кровати Юджину, которого считает своим другом? “Пчелы скучают по тебе. Мы все скучаем по тебе”.
Как бесстрашно стремится спасать тех, кто попадает в опасную ситуацию?
(Отсутствие страха - это, скорее, бонус ее генетических черт, а не психопатология).
Поиски правды любой ценой? Уверена, что манипуляции в этом случае - тоже особенность семейных отношений.
Я бы даже сказала, что учитывая ее гипертрофированное чувство справедливости, желание спасать других, честность и стремление к раскрытию тайн семьи, Уэнсдей - лучший образец семейки Аддамс.
Есть чем гордиться.
Мне этот персонаж глубоко симпатичен.
Другое дело, что она стала изгоем среди изгоев.
Быть в своей среде обитания - это означает гораздо больше принятия твоего восприятия мира и твоих ценностей. Поэтому даже тяга Уэнсдей к смерти и образу, с ней связанному, не расценивается в этой среде как нечто неестественное. Все это норма.
И все-таки, Уэнсдей делает все, чтобы и в этой среде стать этим самым изгоем.
И делает это сознательно. Кокон одиночества - ее сознательный выбор. Она давно надела на себя защитную маску надменности и высокомерия, собственного превосходства и презрения к окружающим.
Зачем? Что сделало ее такой?
Ответ лежит на поверхности. Он лежит как раз в этой истории про скорпиона.
Но если мы будем выдергивать персонажей (как и людей, впрочем) из контекста среды, мы никогда не поймем, в чем дело. И мы легко пройдем мимо травмирующей ситуации, которая запрограммировала поведение человека.
Эта девочка не могла завести себе щенка. Она могла завести себе только существо типа скорпиона, который стал ее любимым другом и предметом ее заботы.
А сейчас небольшая хоррор-картинка.
Представьте себе шестилетнюю малышку, выгуливающую любимого щенка на поводке. На нее нападает стайка мальчишек. Они хватают ее, держат за руки, пригвоздив ее к стене дома, и заставляют смотреть на то, как другие прокатываются по щенку на велосипеде, на то, как он медленно и мучительно умирает.
Как вам?
Достаточно леденящая душу картинка?
Достаточно ли трагична и глубока эта детская травма для того, чтобы объявить врагом весь социум и навсегда отстраниться от него?
Понятна ли теперь философия Уэнсдей:
“Сартр писал: “Ад - это другие люди”. Он моя первая любовь”.
Она не бесчувственна. Она заблокировала выражение эмоций.
Почему Уэнсдей перестала выражать свои чувства? Она же ответила сама на этот вопрос: “Когда я его хоронила, шел снег. Я выплакала все свое черное сердце, но слезы ничем не помогли, и я поклялась больше не плакать”.
И вот этот момент - достаточно распространенное переживание подростка, когда он захлопывает дверь в свою душу.
И какое же мудрое внутреннее решение - чтобы противостоять всему миру, надо стать лучшей во всем. Ее перфекционизм вполне объясним, мотивация понятна.
Так что если рассматривать Уэнсдей как объект психотерапии, для меня - это высокочувствительный подросток, скрывающий под маской неприступности, дистанцированности, превосходства - внутреннюю боль своей глубокой детской травмы, и чье поведение обусловлено этой травмой.
Но это еще не все.
В следующем выпуске я расскажу о том, почему необходимо обсуждать этот сериал с детьми. Темой будет “Дочки-матери в сериале “Уэнсдей.” Полезно для родителей.
Comments